Кружок ревнителей благочестия

В настоящее время в библиотеке размещено работ. Кружок ревнителей благочестия, образовавшийся в Москве во вторую половину патриаршества Иосифа. На ряду с прогрессивными просветительными стремлениями, так заметно проявившими себя во время патриаршества Иосифа, сказалось у нас в это же самое время и другое направление, противоположное первому, которое, особенно усилившись к самому концу патриаршества Иосифа, враждебно столкнулось с новыми московскими веяниями, вступило в борьбу с самим патриархом Иосифом, потом упорно продолжало бороться с преемником Иосифа—Никоном и в конце концов породило в русской церкви раскол. Откуда и как появилось это направление при Иосифе, кто были его представители, во имя него и за что оно собственно ратовало—все это такие вопросы, на которые нет удовлетворительных ответов у наших церковных историков и полемистов с расколом, а между тем без их решения невозможен правильный взгляд на борьбу между патриархом Никоном и противниками его исправлений, невозможно и правильное понимание происхождения у нас раскола. Сколько позволят наши средства, мы попытаемся изложить это дело, как мы его понимаем, чтобы хотя что-нибудь осветить будущему исследователю на этом темном еще пути. Со вступлением на царский престол Алексея Михайловича особенно выдающееся значение в Москве в церковных делах получил духовник царя, протопоп московского Благовещенского собора Стефан Вонифатьев. Сте- 1 Наши сведения о Стефане Вонифатьевиче заимствованы почти исключительно из биографии протопопа Иоанна Неронова, составленной современником и напечатанной в первом томе Материалов для истории раскола Н. Вероятно подобные чтения часто достигали цели:

Святая Русь: энциклопедический словарь - кружок ревнителей благочестия

В году преставился царь Михаил Феодорович, и на престол вступил его шестнадцатилетний сын Алексей. На личности царя Алексея Михайловича стоит остановиться отдельно, поскольку его пристрастия и политические идеалы сыграют роковую роль — и в судьбе протопопа Аввакума, и в судьбе Русской Церкви, и в судьбе всего русского народа. В Житии преподобного Корнилия Выговского, который долгие годы был келейником патриарха Филарета, рассказывается о поразительном пророчестве, услышанном преподобным Корнилием за девять лет до рождения царя-реформатора: И по мнозей беседе глаголя святейший патриарх Феофан во услышание всем ту бывшим, и мне, грешному, сия слышавшу: Слышаще же сие от патриарха, и вси во ужас впадоша.

В середине х годов в столице возник так называемый кружок ревнителей благочестия, или кружок боголюбов. В истории XVII столетия этот кружок.

Их объединяло стремление поднять авторитет церкви и усилить её влияние на народные массы. Со вступлением Никона на патриарший престол кружок распался. Многие его члены стали активными деятелями раскола. Большая Советская Энциклопедия М.:

Кружок ревнителей благочестия Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 13 октября ; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 13 октября ; проверки требуют 3 правки. Это были реформаторы прежде реформы Никона , и сам Никон им сначала сочувствовал и многому от них научился.

Сначала они действовали заодно с патриархом Иосифом , но скоро явились некоторые противоречия с патриархом.

х годов вокруг духовника царя Алексея Михайловича, Стефана Вонифатьева, сформировался кружок ревнителей благочестия.

Житие Преподобного Сергия Радонежского в пересказе Бориса Зайцева сокращенный вариант Со вступлением на царский престол Алексея Михайловича особенно выдающееся значение в Москве в церковных делах получил духовник царя, протопоп московского Благовещенского собора Стефан Вонифатьев. Стефан, как истый ревнитель благочестия, хотел, чтобы именно царский дом был образцом христианской жизни для подданных, чтобы царь первый отказался от тех свадебных обычаев, забав и игр, в которых более всего сохранилось языческого, несогласного с духом христианского благочестия.

Сделавшись человеком влиятельным у царя и в среде окружающих его лиц, Стефан Вонифатьев тесно сблизился с известным ревнителем благочестия и просвещения постельничим Федором Ртищевым. Оба обратили внимание на пороки, господствовавшие тогда в народе и в самом духовенстве, беспорядки в церковной жизни, на отсутствие у нас церковной проповеди и решились изыскать средства возвысить религиозно-нравственную жизнь и уничтожить церковные беспорядки. К Стефану и Ртищеву скоро пристал и еще очень видный влиятельный человек — Новоспасский архимандрит Никон.

Вонифатьев при содействии Ртищева и Никона изыскивает между тогдашним белым духовенством таких лиц, которые бы заявили себя строгою жизнию, неуклонным исполнением церковных правил, книжностью и готовностью на энергическую борьбу с общественными пороками. Таких лиц Стефан, при содействии государя, ставит на видные протопопские места в различных городах с тем, чтобы они своими поучениями и обличениями воспитывали народ в духе благочестия, чтобы для всего местного духовенства они служили образцом надлежащего исполнения пастырских обязанностей.

Своим ближайшим помощником и сотрудником в деле публичной церковной проповеди и водворения церковных порядков в самой Москве Стефан Вонифатьев избирает нижегородского священника Иоанна Неронова. Так как сам Стефан вращался почти исключительно только в придворном кругу, то Неронов, по его мысли, должен был сделаться собственно народным проповедником и учителем.

Исповедник древлего благочестия

Это были реформаторы прежде реформы Никона, и сам Никон им сначала сочувствовал и многому от них научился. Сначала они действовали заодно с патриархом Иосифом, но скоро пошли дальше его. Но и в самом кружке Стефана, благодаря быстрому течению событий, скоро обнаружились несогласие и раздор.

Аввакуму пришлось навсегда покинуть село, и он переехал в Москву. Здесь он вошел в «Кружок ревнителей благочестия» и познакомился с царем.

Они тоже кручинились по поводу неисправностей книг и обрядов, а также разгульной и пьяной жизни монашеской братии. Кружок ревнителей возглавил Стефан Вонифатьев — царский духовник, протопоп Благовещенского собора, что стоит в Кремле рядом с царскими чертогами. В кружок входили окольничий Федор Михайлович Ртищев — царский любимец, человек ласковый и тихий, умный и просвещенный; Никон — к тому времени архимандрит столичного Новоспасского монастыря; Иван Неронов — протопоп Казанского собора, земляк Никона; дьякон того же Благовещенского собора Федор.

Все они — люди незаурядные, энергичные; Никон, Неронов, Аввакум — прирожденные ораторы, послушать их проповеди стекались не только толпы простых прихожан, но и знатные люди, бояре, даже сам царь-батюшка. Большинство ревнителей считало, что богослужебные книги и обряды надо исправлять по старым русским рукописям и решениям Стоглавого собора. Только Вонифатьев и Ртищев соглашались привлечь греческие рукописи. Патриарх Иосиф и созванный им церковный Собор февраль г.

Что значит"кружок ревнителей благочестия"

Найти Кружок ревнителей благочестия Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 13 октября ; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 13 октября ; проверки требуют 3 правки.

Это были реформаторы прежде реформы Никона , и сам Никон им сначала сочувствовал и многому от них научился. Сначала они действовали заодно с патриархом Иосифом , но скоро явились некоторые противоречия с патриархом. Да и в самом кружке Стефана, благодаря быстрому течению событий, скоро обнаружились несогласие и раздор.

Кружок ревнителей благочестия-объедине ние единомышленников, группировавшихся — н. х вокруг духовника царя Алексея.

Никон и царь Исправление церковных книг и киевские ученые Начавшееся при Михаиле Федоровиче исправление церковных книг, безуспешные прения о вере с лютеранами в Москве, по поводу сватовства принца Вальдемара, и ясно обнаруженное при сем превосходство южноруссов в деле образования побуждали лучших московских людей все более и более обращаться к киевской книжной словесности и киевским ученым. При Московском дворе уже с самого начала Алексеева царствования образовался кружок ревнителей просвещения из духовных и светских лиц; из духовных к нему принадлежали патриарх Иосиф и царский духовник Стефан Вонифатьев, а из светских сам Алексей Михайлович и любимый его постельничий Федор Михайлович Ртищев; сему кружку сочувствовал и боярин-временщик Борис Ив.

Морозов; к нему же примкнул и будущий патриарх Никон. Из книг, напечатанных в это время, наибольшую известность приобрела так наз. Убедясь в неудовлетворительности старых славянских переводов, кружок ревнителей пришел к мысли вновь перевести Библию с греческого языка на славянский. Для этого дела Алексей Михайлович обратился в Киев к митрополиту Сильвестру Коссову с просьбой прислать в Москву нескольких известных ученых.

В и гг.

. Никон. Деятельность московского кружка ревнителей древнего благочестия. 4

Кружок ревнителей благочестия кружок ревнителей благочестия объединение единомышленников, группировавшихся в к. Душой кружка был Вонифатьев. Обладая большой начитанностью и живо интересуясь общественной и церковной жизнью, он скоро приобретает большое влияние на царя и бояр. Вместе с лучшими людьми того времени Вонифатьев сознает необходимость возвысить уровень религиозно-нравственной жизни современного ему общества.

Тема: откуда ветер дует или. Ради чего был создан кружок Ревнителей Благочестия Продолжение темы.

Экономический словарь Беляевский Кружок — группа музыкантов, собиравшихся в е гг. Римский-Корсаков; в него входили А. Большой энциклопедический словарь Блумсберийский Кружок — элитарная группа английских интеллектуалов,писателей и художников х гг. Большой энциклопедический словарь Введенского Кружок — литературно-политический кружок разночинной молодежив Санкт-Петербурге кон. Введенского до 20 человек, в т. Большой энциклопедический словарь Герцена Огарева Кружок — студентов Московского университета в Возник под влиянием движения декабристов.

Большой медицинский словарь Заичневского Кружок — организация студентов Московского университета в Выделился из кружка"Библиотека казанских студентов".

Исторический словарь

Их объединяло стремление поднять авторитет церкви и усилить её влияние на народные массы. Со вступлением Никона на патриарший престол кружок распался. Многие его члены стали активными деятелями Раскола. Русская цивилизация объединение единомышленников, группировавшихся в к.

Кружок ревнителей благочестия — кружок духовных и светских лиц, объединившийся в конце х — начале х годов вокруг.

Старообрядческий раскол в Русской Православной Церкви. Попытка проведения церковных реформ патриархом Никоном. Московский собор года и Большой Московский собор — годов. Поместный собор РПЦ года и его постановление о старых обрядах. Но этот скандал касался, во-первых, святого человека — преподобного Дионисия Радонежского, во-вторых, был Божиим предупреждением.

Господь как бы давал Русской Православной Церкви возможность опомниться, как бы жалел ее. Помним, что книгопечатание началось при Иване Грозном под покровительством Макария Московского. После его смерти печатники, во главе с Иваном Федоровым, быстро эмигрировали в Литву, на Запад. При Михаиле Федоровиче в Москве снова организуется печатный двор.

Тогдашние требники на великую агиасму2 употребляли такое прошение: В Евангелии от Луки в главе 3, стих 16 сказано: Вот откуда это и взялось. Надо сказать, что Иоанн Предтеча получил здесь откровение:

КРУЖОК РЕВНИТЕЛЕЙ БЛАГОЧЕСТИЯ это:

Список рефератов по истории Никон и возникновение раскола Содержание. Церковь и государство в веке. Деятельность московского кружка ревнителей древнего благочестия.

Аввакум уже не мог вернуться в село и поселился в Москве. Здесь он вошел в «Кружок ревнителей благочестия» и был представлен царю Алексею.

Душой кружка был Вонифатьев. Обладая большой начитанностью и живо интересуясь общественной и церковной жизнью, он скоро приобретает большое влияние на царя и бояр. Вместе с лучшими людьми того времени Вонифатьев сознает необходимость возвысить уровень религиозно-нравственной жизни современного ему общества.

Задачей их кружка было: Пользуясь своей близостью к царю, члены кружка испрашивают у него и у патр. Иосифа ряд указов, реформирующих церковную жизнь. С той же целью Вонифатьев пополняет состав кружка несколькими наиболее энергичными священниками и выхлопатывает им видные назначения в разные города. Энергичная деятельность кружка и реформы к.

Кружок ревнителей благочестия

Это были реформаторы прежде реформы Никона, и сам Никон им сначала сочувствовал и многому от них научился. Сначала они действовали заодно с патриархом Иосифом, но скоро пошли дальше его. Но и в самом кружке Стефана, благодаря быстрому течению событий, скоро обнаружились несогласие и раздор. Толчок к этому был дан приездом киевских учёных в Москву. Они смотрели свысока на московских начётчиков и грамотеев и в церковных взглядах своих во многом не согласны были с московской стариной.

Борьба кружка ревнителей благочестія съ патріаромъ Іосифомъ по вопросу о единогласій, Первоначальная общая д ятельность кружка ревнителей.

Его главой был протопоп кремлевского Благовещенского собора и духовный отец царя Стефан Вонифатьев. Ртищева, архимандрит Новоспасского монастыря Никон позже - митрополит и патриарх , дьякон Благовещенского собора Федор Иванов, провинциальные ревнители благочестия: Начинания кружка поддерживали и другие светские и духовные лица, в числе которых был воспитатель царя боярин Б.

Никон стал митрополитом новгородским и псковским. Тогда же Стефан Вонифатьев добился перевода Ивана Неронова из Нижнего Новгорода в Москву и назначения его протопопом Казанского собора, а несколько позже состоялись назначения протопопами других ревнителей благочестия: Однако эти начинания не привели к желаемым результатам. По этому вопросу возникли две точки зрения, и кружок разделился на две группы.

Их сторонником был первоначально и Никон.

Доклад Олега Щербанюка, подготовленный к Всероссийскому совещанию ревнителей чистоты Православия